В скором будущем в России возникнет новая проблема, связанная с транспортировкой нефти на мировые рынки. Постоянно возрастающий объём добычи нефти уже показывает, что пропускная способность российских нефтепроводов недостаточна.
Поскольку экспорт российской нефти является ключевым вопросом в отношениях России и крупных мировых стран, вопрос о возведении новых нефтепроводов, портовых терминалов и нефтехранилищ актуален уже сейчас. В настоящее время также решается вопрос: Япония или Китай, будет связана с нефтяным будущим России. Обсуждается и вопрос относительно принадлежности российских нефтепроводов, кому должны принадлежать нефтепроводы – государству или частной индустрии?
С урегулированием всех этих вопросов, будет определена и география экспортных нефтепроводных маршрутов. Это, в свою очередь, станет определяющим фактором в политических и экономических решениях и отношениях России с другим миром на многие годы вперёд. Восточная Азия для обоих конкурирующих проектов станет конечной точкой при транспортировке нефти из Сибири. Уже сейчас Россия морем отправляет в Европу сырую сибирскую нефть. Япония предлагает России строить новый нефтепровод из Ангарской области к порту Находка. Предлагаемый проект оценивается в 5 млрд. долларов, нефтепровод будет проходить по территории России, а в будущем, возможно, будет проложено ответвление его к Китаю.
Более коротким и дешёвым является второй проект, предусматривающий маршрут нефтепровода из Ангарска в направлении индустриального района северо-востока Китая. Этот проект более привлекателен для крупных частных российских компаний по добыче нефти, «Юкос» - одна из них. Эта компания является владельцем значительной части нефтересурсов в регионе, в последнее время она активно поддерживает второй проект по новому нефтепроводу. Правительство России ещё не выступило с сообщением по поводу выбранного им проекта.