После провозглашения республики Мустафа Кемаль Ататюрк объявил о стремлении к созданию современного государства западного типа, сделав при этом упор на прогрессивные экономические реформы. Железные дороги, которые были построены европейскими компаниями во времена Османской империи, были выкуплены турецким государством, которое проложило новые ветки и сформировало из них единую национальную сеть. Также на государственном уровне начало вестись строительство промышленных объектов, была организована банковская система, благодаря которой Турция перестать зависеть от иностранных финансовых учреждений.
Сначала Ататюрк решил возложить решение задач экономического развития на частную инициативу, но класс предпринимателей в стране отсутствовал, а в Османской империи в торговых операциях столетиями преобладали иностранцы и национальные меньшинства. Великая депрессия в 1929–1939 гг. сократила турецкий экспорт, а это отрицательно сказалось на национальной экономике.
К активному стимулированию хозяйственного развития власти приступили в начале 30-х годов. Чтобы ускорить индустриализацию, государство начало строить и вводить в эксплуатацию электростанции, заводы, шахты. В соответствии с этой политикой, названной этатизмом, создавались специальные государственные экономические структуры, контролирующие предприятия в промышленности и энергетики. Активное вмешательство государства в экономику продолжалось вплоть до 90-х годов, когда совершился переход к политике приватизации.