Современные экономические системы мира

Новости: 28 декабря 2011 | Информационная асимметрия

Рынки некоторых товаров, а особенно услуг имеют существенную информационную асимметрию, то есть неодинаковое распределение информации, которая нужна для принятия решения о покупке и продаже. Важная для заключения сделки информация при условии информационной асимметрии находится в преимущественном пользовании одного из участников.

Этот феномен характерен для самых разных областей, но наиболее классические примеры информационной асимметрии предоставляет сфера здравоохранения. Пациент практически никогда не может поставить диагноз самостоятельно, выбрать методы лечения или оценить, рационально ли оно ведется. То есть, потребитель не в состоянии решить, какая услуга нужна конкретно ему для удовлетворения определенной потребности и насколько высоко качество фактически предоставленной услуги. Во всем он полагается на производителя (врача), владеющего благодаря профессиональной подготовке необходимой информацией.

Информационная асимметрия в большей степени характерна для сферы услуг, а не для производственной сферы, поскольку оплата услуги чаще всего предшествует ее оказанию. Решение о приобретении какой-либо услуги покупатель вынужден принимать до того, как увидит проявление ее конкретных полезных свойств. Это может быть не слишком существенным, если услуги строго стандартизированы, потребительские качества их наглядны и могут быть оценены вполне объективно. Однако в некоторых отраслях, например, в здравоохранении, для оценки услуг требуется наличие высокой степени компетентности.

Обычно, если информационная асимметрия приводит к диктату производителя, то за поставку услуг берется общественный сектор. Это вполне оправдано, так как общественный сектор вне рынка контролируется заинтересованными гражданами.





Новости