Если цену рассматривать как фактор конкурентоспособности, то следует отметить, что она важна не настолько сама по себе, насколько в сравнении с той потребительской ценностью, которую покупатель получает за нее. Это обуславливается теми факторами, которые воздействуют на восприятие цены. Клиент воспринимает любую цену как затраты на получение чего-либо, включая как материальные результаты, так и качество, и доверие, и отношение к нему, и многое другое.
В современном ценообразовании наблюдается довольно много недостатков. Как свидетельствует практика, какие бы не предлагались теоретические методы установления цен, в действительности робота по ценообразованию состоит только в том, что к себестоимости прибавляется «свой интерес», правда, с учетом цены конкурентов. При этом в большинстве случаев цены более-менее отражают и реальные возможности, и степень конкурентных факторов.
Следует отметить, что конкурентоспособной может быть только та цена, которая обеспечивает наибольшую прибыль. Определение конкурентоспособной цены на практике осуществляется посредством изучения кривых спроса. С этой целью необходимо изучить, каким образом изменяется спрос при изменении цены, и определить, как эти изменения сказываются на прибыли. Оптимальной будет такая цена, при которой растут доходы и не уменьшается количество клиентов. При таком способе определения оптимальной цены необходимо идти от более высокой цены к более низкой.
Однако следует учесть, что этот путь не может быть однозначно приемлемым, так как рискованно экспериментировать на реальной прибыли, к тому же, подобные методы не применяются в условиях инфляции. Таким образом, установление цены на основе фактора конкурентоспособности — наиболее приемлемо в современных условиях.